102,34
106,54
Министерство экономического развития и промышленности Белгородской области

14 января 2021 в 16:51

Стратегирование региональной экономики в новых условиях будущего

Уходящий 2020 год — Год памяти и славы, ознаменован 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Подводя итоги текущего года, непростого для России и мира в целом, хочется отметить, что взятый Правительством области курс на формирование экономической парадигмы «экономика для человека» сохранялся и обеспечивал в 2020 году укрепление реального сектора экономики и формирование новых точек роста.

Стратегирование региональной экономики в новых условиях будущего

Ключевыми ориентирами социально-экономического развития области являются задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определенные Стратегией социально-экономического развития области на период до 2025 года. В целях их решения департамент экономического развития области проводит экономическую политику, направленную на устойчивое развитие региона и улучшение качества жизни населения.

Белгородская область входит в число успешно развивающихся регионов России. Экономика области базируется на наличии богатых минерально-сырьевых ресурсов и плодородных черноземов, высокого научно-технического и технологического потенциалов, квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры, свободных производственных площадок для инвестирования и имеет многовидовую сбалансированную структуру: развитые промышленность и сельское хозяйство, комплекс по оказанию услуг населению.

Для обеспечения стабильного развития экономики в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Белгородской области создан и осуществляет деятельность региональный штаб по обеспечению устойчивости экономики, разработан План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Белгородской области, утвержденный Губернатором области 8 апреля 2020 года.

В соответствии с Планом реализуются мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (включая налоговую, имущественную, финансовую и информационно-консультационную поддержки), занятости населения в регионе, обеспечение бесперебойного функционирования организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства, неснижение объемов строительства и темпов подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону, стабильное функционирование общественного транспорта, включая поддержку пригородных пассажирских перевозок, а также мониторинг финансово-экономического состояния системообразующих организаций. Департаментом экономического развития области обеспечен мониторинг хода исполнения мероприятий регионального плана, еженедельные итоги его размещаются посредством единого информационного ресурса Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом.

В целях недопущения негативной экономической обстановки в связи с пандемией постановлением Губернатора Белгородской области от 2 июля 2020 года № 84 утверждены перечень системообразующих организаций экономики Белгородской области и порядок его формирования. В перечень включены 202 системообразующие организации федерального и регионального значения. Приказом департамента экономического развития области утвержден порядок ведения ежемесячного мониторинга их финансово-экономического состояния. Данный мониторинг осуществляется департаментом при использовании АИС «Системообразующие организации», размещенной на официальном сайте департамента экономического развития области.

Совместно с отраслевыми департаментами осуществляется взаимодействие с федеральными министерствами по вопросу включения организаций, соответствующих критериям, в перечень системообразующих организаций российской экономики.

В целях повышения качества работы и сокращения трудозатрат в конце 2020 года инициирован проект «Совершенствование процесса «Проведение мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций экономики Белгородской области».

Принимаемые Правительством области меры по реализации приоритетных направлений развития экономики позволяют ожидать рост основных макроэкономических показателей за 2020 год. Объем валового регионального продукта области по оценке составит в текущих основных ценах 964,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2019 года на 2,1%, ВРП на душу населения достигнет 622,3 тыс. рублей. Реализация мероприятий по развитию промышленного производства позволяет оценивать индекс промышленного производства в области на уровне 102,2%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности составит 942,6 млрд рублей. Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств достигнет по оценке 265,8 млрд рублей и составит 100,7% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. В результате реализации комплекса мер, направленного на повышение инвестиционной привлекательности области, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2020 году оценивается в объеме 159,3 млрд рублей. Объем работ выполненный по виду деятельности «Строительство» составит 146 млрд рублей, что на 13,1% выше уровня 2019 года в сопоставимых ценах.

В текущем году будет сдано в эксплуатацию 1148 тыс. кв. метров жилья, в том числе населением — 958 тыс. кв. метров, что составит 83,4% в общем объеме введенного жилья. Оборот розничной торговли достигнет 369 млрд рублей и составит 100% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, объем платных услуг – 82,5 млрд рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по области за 2020 год превысит 36,7 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 2019 годом на 6,1 процента.

Состояние и сбалансированность экономики, а также моделирование ее развития с учетом национальных целей развития страны обеспечивается за счет функционирования системы стратегического планирования. В Белгородской области такая система выстроена, поэтому в последние годы уделяется много внимания вопросам ее совершенствования и повышения эффективности.

В рамках реализации проектов в 2020 году департаментом экономического развития области оптимизированы более чем на 30 процентов процессы прогнозирования агрегированного индекса промышленного производства области и формирования межотраслевых информаций, разрабатываемых в рамках мониторинга основных документов стратегического планирования и затрагивающих деятельность всех органов исполнительной власти и местного самоуправления области, а также отражающих качество исполнения расходной части бюджета Белгородской области — это отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года и сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Белгородской области.

В настоящее время реализация Стратегии области обеспечивается выполнением 17 государственных программ области. По итогам сводного годового доклада, подготовленного в апреле 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», все государственные программы области реализуются эффективно.

Разработаны новые проекты по оптимизации процессов разработки, корректировки, мониторинга и общественного обсуждения документов стратегического планирования органами исполнительной власти и местного самоуправления области посредством ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования ГАС «Управление» и подготовки, представления информации о социально-экономическом развитии области, реализация которых начата в 2020 году.

Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития области является конкурентная политика. Она является фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан с другой.

По итогам проводимой работы Белгородская область занимает 8 место в рейтинге регионов по уровню содействия развитию конкуренции, подготовленном Минэкономразвития России.

В целях улучшения условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в интересах потребителей товаров, работ, услуг органы исполнительной власти и местного самоуправления области в Белгородской области продолжена реализация Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации и обновленного Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Белгородской области на 2019 — 2021 годы, утвержденного постановлением Губернатора области от 30 сентября 2019 года № 66.

Осуществляется координация и методическое сопровождение внедрения органами исполнительной власти, администрациями муниципальных районов и городских округов системы предупреждения нарушений антимонопольного законодательства – антимонопольного комплаенса.

Использование системного подхода и принципов бережливого управления позволили за один год создать правовую базу антимонопольного комплаенса, включающую более 200 правовых актов на региональном и муниципальном уровнях, а также организовать их исполнение. В 2020 году утверждено 70 правовых актов, включая карты комплаенс-рисков, планы мероприятий по их снижению, ключевые показатели эффективности комплаенса. Осуществляется оперативное управление процессом внедрения комплаенса посредством оценки по чек-листам и рейтингования. Данная система отмечена ФАС России в «белой» книге проконкурентных практик.

Для совершенствования инструментов защиты и развития конкуренции, мотивации сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления области к достижению высоких результатов работы по содействию развитию конкуренции реализуется организационный проект «Адвокатирование конкуренции». Проект участвует в отборе, проводимом на сайте Агентства стратегических инициатив в рамках форума «Сильные идеи для нового времени».

Приоритеты социально-экономического развития региона в среднесрочном периоде сосредоточены на развитии человеческого капитала и улучшении качества жизни, что возможно при устойчивых темпах экономического роста. Имеющийся потенциал развития региона позволяет прогнозировать в 2023 году увеличение валового регионального продукта до 1,2 трлн рублей.

В рамках бюджетного процесса совместно с органами исполнительной власти области, администрациями муниципальных районов и городских округов на основе данных Белгородстата подготовлен прогноз социально-экономического развития области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. На среднесрочную перспективу определены основные приоритеты развития области: формирование модели сбалансированного пространственного развития на основе совершенствования системы государственного управления, стратегического планирования, обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, развития малого и среднего бизнеса, улучшения делового климата, создания условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационной деятельности, развития цифровой экономики, развития инфраструктуры, повышения производительности труда, реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, внедрение бережливого управления, формирования современной среды обитания.

Региональная модель развития экономики и социальной сферы, основанная на сохранении макроэкономической стабильности, способности экономики региона гибко и оперативно реагировать на меняющиеся условия и возникающие риски, позволяет прогнозировать в 2023 году рост промышленного производства на 11% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств — 2,5 процента, инвестиций – 101,9%, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» — 139,7%, оборот розничной торговли – 107,7 процента.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций области в 2023 году прогнозируется в размере 44,6 тыс. рублей и возрастет к уровню 2019 года на 28,8 процента. В результате принимаемых мер по обеспечению социальных гарантий жителям области в 2023 году планируется снижение доли численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума до 5% против 7,7% в 2019 году.

Сегодня, пандемия COVID-19 четко обозначила новые требования к функционированию реального сектора экономики и секторов непосредственно определяющих условия жизни человека. Намеченные Правительством области меры по достижению основных показателей социально-экономического развития области в среднесрочном периоде направлены на макроэкономическую стабильность, обеспечение сбалансированности региональной бюджетной системы и решение социальных вопросов.

В 2021 году c 1 по 30 апреля пройдет Всероссийская перепись населения, которую перенесли с октября 2020 года в связи со сложившейся ситуацией вследствие распространения коронавирусной инфекции. В истории России — это двенадцатая перепись населения, первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году.

Главным нововведением предстоящей Всероссийской переписи населения станет возможность самостоятельного заполнения жителями России электронного переписного листа на портале Госуслуг (Gosuslugi.ru). Интернет-перепись пройдет с 1 по 25 апреля 2021 года.

Переписчики при обходе жилых помещений будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также переписаться можно будет на переписных участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

В целях повышения эффективности и управляемости данного процесса департаментом экономического развития области совместно с Белгородстатом разработан План мероприятий по осуществлению полномочий органов местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения на территории Белгородской области, начата реализация проекта «Всероссийская перепись населения 2020. Цифровой формат». Планом предусмотрено прохождение государственными, муниципальными служащими и членами их семей Всероссийской переписи населения электронными способами заполнения переписных листов.

Задачей департамента экономического развития области является координация реализации органами местного самоуправления переданных полномочий Российской Федерации по организации подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2020 года на территории области, а также осуществление полномочий главного распорядителя средств, предоставляемых Белгородской области из федерального бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В настоящее время органами местного самоуправления осуществляется подбор помещений для размещения переписных и стационарных участков, продолжается работа по обеспечению транспортных услуг и услуг связи.

Всероссийская перепись населения позволит получить уникальные сведения о числе и структуре домохозяйств, национальном составе населения страны и используемых языках. От итогов переписи напрямую зависит социально-демографическая политика государства на многие годы вперед. Мы уверены, что все жители Белгородчины примут участие во Всероссийской переписи населения!