Белгородская область по итогам 2019 года сильно улучшила свои позиции. Если годом ранее она занимала 35 место по уровню развития ГЧП, то сейчас регион занял 22 место, получив 57 баллов. Таким образом, Белгородская область улучшила свои позиции на 13 пунктов. В Тульской области все также неплохо - по итогам 2019 года регион занял 23 место, улучшив свои позиции на 5 пунктов в сравнении с предыдущим периодом.
Неожиданно высокий результат показала Смоленская область. Здесь уровень развития государственно-частного партнерства эксперты оценили на 50,2 балла, а сам субъект занял 28 место, улучшив свои позиции на 12 пунктов.
Владимирская область продолжает падение по всем возможным направлениям. Так, по оценкам Минэкономразвития субъект получил лишь 49,8 балла, заняв 30 место. Неплохо, на первый взгляд. Однако в прошлом году регион занимал 18 место, таким образом, падение составило 12 пунктов.
Наибольшее падение в рейтинге зафиксировано в Калужской области. Если годом ранее регион по уровню развития ГЧП занимал 20-21 место, то по итогам 2019-года он тал 48-м. Всего области удалось набрать 37,1 балла.
В числе аутсайдеров рейтинга в ЦФО - Орловская область (19 баллов), Тверская область (15,6 баллов), Брянская область (11,3 балла).
Ежегодный рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства1 (ГЧП) в субъекте Российской Федерации (далее — рейтинг) формируется Минэкономразвития России на основе ранжирования регионов по показателю «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» (далее — Показатель).
В 2019 году Министерством были пересмотрены существующие подходы к расчету Показателя в сторону повышения прозрачности процедуры расчета рейтинга и создания условий для стимулирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к более активному использованию механизмов ГЧП для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры, тем самым оказывая содействие реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В целях постепенной адаптации деятельности субъектов Российской Федерации к новым подходам к расчету Показателя и формирования рейтинга Показатель и соответствующий рейтинг за 2019 год рассчитаны по переходной методике2 , которая базируется на ранее действовавших подходах к расчету Показателя, в которые по результатам обсуждения с регионами и экспертами внесены точечные изменения. В частности, при оценке опыта реализации проектов ГЧП исключено использование экспертных коэффициентов, а также снижено их количество при оценке институциональной среды и нормативно-правового обеспечения сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации. Кроме того, в целях повышения объективности определения качественных критериев учитываются оценки пула независимых экспертных организаций. При формировании рейтинга за 2019 год по переходной методике
Показатель по каждому региону по-прежнему определялся как средневзвешенное значение следующих трех факторов, характеризующих особенности развития сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации:
- Опыт реализации проектов ГЧП в субъекте Российской Федерации.
- Развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере ГЧП.
- Нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем значение первого фактора определяется Министерством на основании сведений о проектах ГЧП, представленных регионами и муниципальными образованиями в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАС «Управление», официальная информационная система для целей мониторинга концессионных соглашений, соглашений о ГЧП и соглашений о муниципально-частном партнерстве).
Значение двух других факторов определяются экспертным путем. Для целей расчета этих факторов за 2019 год было привлечено 6 экспертных организаций, перечень которых размещен на официальном сайте Минэкономразвития России.
№ | Регион ЦФО | Уровень развития сферы ГЧП, баллов | Изменение 2019/2018 | |
Место в 2018-м | Рост/падение | |||
3 | Московская область | 98 | 1-6 | - |
8 | Тамбовская область | 87,4 | 8-9 | - |
22 | Белгородская область | 57 | 35 | 13 |
23 | Тульская область | 55,9 | 28 | +5 |
28 | Смоленская область | 50,2 | 40 | +12 |
30 | Владимирская область | 49,8 | 18 | -12 |
41 | Воронежская область | 39,2 | 33 | -8 |
45 | Рязанская область | 37,9 | 53 | +8 |
48 | Калужская область | 37,1 | 20-21 | -28 |
49 | Ивановская область | 36,9 | 56 | +7 |
56 | Липецкая область | 32,6 | 39 | -17 |
57 | Костромская область | 31,7 | 68 | +11 |
64 | Ярославская область | 27,5 | 51 | -13 |
74 | Курская область | 19,7 | 64 | -10 |
75 | Орловская область | 19 | 80 | +5 |
81 | Тверская область | 15,6 | 79 | -2 |
83 | Брянская область | 11,3 | 81 | -2 |